четверг, 17 марта 2011 г.

художник Дмитрий Плотников



Художник Дмитрий Плотников



Родился 12 августа 1965 г. в г. Москве.
Член Московского объединения художников Международного художественного фонда. Живёт и работает в Москве.
Работы художника находятся в собраниях Московского музея современного искусства, Фонда Родригеса-Амата, Института Сервантеса, журнала “ДИ”, Международного Университета в Москве и частных коллекциях в России, Испании, Франции, США, Мексике, Японии.
      С 1986г. участвует в выставках в России и за рубежом.
 
      
 Художник работает в различных жанрах живописи: пейзаж, натюрморт, портрет и т.д. В последнее время внимание художника привлёк жанр полихромной скульптуры.
     Владея техническими приёмами различных видов изобразительного искусства: графика, живопись, полихромная скульптура -  художник много экспериментирует, соединяя традиционные и современные художественные приёмы в поисках самобытного пластического языка.
   Материалы о художнике его творчестве и проектах были опубликованы в журналах: « ДИ» (журнал Московского музея современного искусства), «ОМ», «Дипломат», «Ять»  и т.д.


   Художник с самого начала искал свое творческое видение, работая в различных жанрах и видах изобразительного искусства, пробуя и размышляя. 
   С течением времени Дмитрия все больше и больше занимали проблемы искусства современности, ХХI го столетия. Именно поэтому его постоянно интересует актуальный художественный процесс. Анализируя его, он задумывается над тем, что такое по большому счету искусство сегодня. Вся совокупность этой работы привела его к познанию разнообразных проявлений сегодняшнего художества, но что очень важно - не  в качестве предмета для подражания, как это часто происходит, а скорее в качестве точки отправления, отталкивания для поисков своего пути.
    «Среди элементов формы художника  пожалуй более всего волнует цвет. Именно на его основе строится вся драматическая завязка его работ. "Аранжировка" изобразительных элементов в колористических сочетаниях (если употребить музыкальный термин, а его употребить стоит, ибо музыкальность присутствует почти всегда) составляет основу изображения. Дмитрия интересуют колористические системы разных времен он восторгается великими мастерами цвета, широтой и динамикой красок от Рубенса до Сезана, Пмкассо и Бонара. Большая графическая ясность и выразительная ясность образ отличают работы Дмитрия. поиск глубокой смысловой составляющей вводит Дмитрия Плотникова в мир современного творчества.
     Плотников непосредственно не следует традициям, хотя и не пренебрегает ими, как бы обретая свою теорию, особенно в цвете. Не силясь во что бы то ни стало стать "современным", Дмитрий Плотников тем не менее творит в русле сегодняшнего дня. В осознании прошлого и соотнесении его с настоящим рождается своеобразие индивидуального почерка автора».

     Анализируя содержание творчества Дмитрия Плотникова, критик Никита Махов пишет:
     «В чем же состоит необычайность эстетического восприятия мира художником? Прежде всего в том, что образное смотрение автора нацелено не на внешнюю локальную фактуру видимых объектов, а устремлено к их, так сказать, невидимой смысловой фактуре. Иначе говоря, живописец нацелился в своем искусстве на приобщение к настоящему смыслу, подлинной сущности вещей.
    Этой способности художественного обнаружения скрытой от взоров за непроницаемой материальной оболочкой и доступной только внутреннему образно-интеллектуальному умозрению, «седьмому чувству», теневой стороны созданного, видению объекта не в позитивном эмпирическом аспекте, а если так можно выразиться, в аспекте негативном, знаково-символическом, Плотников учился у древних культур доколумбовой Америки, тропической Африки, глубокого европейского средневековья. Вот почему художника так привлекают мифологическое сказание о мировом дереве  «Мулембо» ангольских племен или старинные легенды о мистической истории гибели Дона Хуана, о событиях «Вальпургиевой ночи», уходящие своими корнями в далекое испанское и
немецкое мифотворчество».  Следует подчеркнуть, что в ранние периоды творчества живописца тема смерти - танатоса проходила лейтмотивом.
    «Как у бельгийского сюрреалиста Поля Дельво, изображение черепа или скелета, то есть визуальная аллегория самой Смерти, часто появляется в произведениях Плотникова, а подчас выступает единственным повествовательным наполнением. Но даже в тех случаях, когда Смерть помещается на втором плане, ее формальные характеристики — масштаб и цветовая пластика — настолько выразительны, что ведущая тематическая роль этого зловещего персонажа становится совершенно очевидной. Спрашивается, почему же столь мрачный иконографический мотив был избран фактически в основу всей творческой работы? Ответ напрашивается сам собой. Да потому, что в содержательном плане этого самого мотива имманентно присутствует тот мистический аспект сопряжения мира видимого и мира невидимого, поисками которого в реальных вещах целиком и поглощен художник.Несомненно, какое-то знание об этом соприкосновении имелось у народов древних и старых цивилизаций. Недаром такое огромное место в их верованиях занимает культ мертвых и вся связанная
с ним ритуальная атрибутика. А знакомые с историей мирового искусства хорошо помнят о небывалой популярности в европейской живописи ХVII века произведений на тему «Ванитас» или «Помнио смерти» обязательно включавших в предметный набор изображение черепа».
      «Не случайно черный и белый цвета в колористических построениях живописца всегда ведут заглавную партию, полностью определяя выразительное поведение всех остальных красочных элементов.»
       «Обращение Плотникова в самое последнее время к христианской тематике говорит о том, что, несмотря на творческую открытость верованиям древних народов, он отнюдь не видит в теме смерти ничего колдовского, магического. Напротив, эта тема всегда существовала для него как светлая мифологема, истолковывалась в христианской мистической парадигме, как мотив возможного приобщения к высшему. Не случайно черный фон в композиции с Георгием приобретает очертания креста. Ему, как его двойник, вторит красный крест на панцире святого воителя. Стилизованное применение в живописных композициях характерных орнаментальных мотивов искусства тропической Африки и доколумбовой Америки теперь заменяется геометрией христианской символики. Той же идеологической направленности отвечают аллегории добродетелей, задуманные автором исключительно в христианской нравственной традиции, то есть в плане сокровенного «стяжания благодати». Думается, в этой же связи большое внимание Плотников уделяет жанрам портрета и автопортрета. Православное мистическое богословие в деле спасения огромную роль отводит именно личности. Прежде всего в себе самом человек должен искать источник духовного и нравственного начал, в своей душе найти общий смысл бытия, присущий и всем другим земным творениям. Так Дмитрий Плотников в своем живописном творчестве продвигается от смерти к жизни, от натуры мертвой — к одушевленной натуре универсальных категорий искусства и мира.»
« Если раньше фактор смерти присутствовал для художника в обособленном состоянии, то теперь он стал рассматриваться вписанным во всеобщий круг остальных событий. Смерть оказалась необходимым залогом жизни, ее предварительной причиной. И тем самым включалась непреложным звеном в сакральную вселенскую цикличность. Пожалуй, с максимальным образным синтезом мысль о всеединстве раскрылась в программном полотне «Рыболов», выполненном в 2005 году. На повышенную метафизическую долю этой символической значимости указывает изображение красной стрелки, всегда служившее в живописных и графических работах Плотникова признаком насыщенной метафорической иносказательности. На цветном фоне, разделенном по горизонтали на синею и бирюзовую плоскости, экзотическая птица, с крыльями желтого и фиолетового окраса, крепко держит в огромном клюве зеленую рыбу с охристой головой. Сцена охоты, взятая крупным фронтальным планом, в окружении космических цветов и знакового указателя, смотрится древним настенным барельефом культового назначения. Благодаря возникшей на холсте мистической обстановке, земные существа воспринимаются не как таковые, а в качестве неких космических тел, например, луны и солнца. Отсюда сцена пожирания невольно преображается в ситуацию смены ночи днем, когда ночное светило уступает место дневному, не в силах противостоять яркому сверканию его лучей, и тьма отступает перед светом. Этой смене ночи на день, а смерти на жизнь отвечает и смена колористической палитры не только в сторону красочного разнообразия, но и в тональном отношении в сторону повышенной яркости цветовых раскладок, отчего густые красочные замесы, нанесенные живописцем на холст плотными корпусными слоями, приобретают совершенно особенное тактильное свойство. Они становятся похожими на различные драгоценности. Кажется, что деревья, в картинах Плотникова, выполнены из лазурита, птицы из серебра и золота, рыбы  из малахита и янтаря, мифологические персонажи из вулканической породы и самородков, а вода и небо из разноцветных смальт. Наподобие того, как это было у древних индейцев, которые оставили нам скульптурные изваяния из драгоценных материалов. Скорее всего, тем самым они хотели выявить сакральный смысл, тайно присутствующий во всех без исключения реальных творениях мирового окружения. Стремление автора к получению весомых в художественном смысле произведений должно было привести к созданию скульптурных образов. Как это и произошло параллельно с работой над живописными и графическими сериями в серии скульптур, выполненных на ту же анималистическую тематику. Итак, с переходом из тени в свет, из небытия смерти к бытию жизни, творческие усилия Дмитрия Плотникова постепенно склоняются от несколько придуманного символизма к магическому реализму. Потому, что усматривать в реальной натуре ее сакральное ядро и затем результаты этого своего миросозерцания претворять в живописи, графике и скульптуре, по существу такая творческая практика и есть ни что иное, как искусство подлинного реализма.»

                              Основные Выставки:

1986–94   Выставки в зале на Малой Грузинской 28.
1995   Участие в программе "Pro et contra" галереи "Юнэя" (Москва). Выставка совместно с В.Матвеевым
1995  "После концепции". Центральный Дом художника (ЦДХ), (Москва).
1996   "Летательные аппараты" Галерея Рама-Арт (Москва).
1996   "Мулемба" Выставка совместно с Ж.Ситниковой. Галерея Рама-Арт.
1998   "Сохранение пропорции" (ЦДХ). Выставка совместно с Ж.Ситниковой.
1998   Участие в выставочной программе "Музей" Российского Фонда культуры.
1998   "Calaverada". Российский Фонд культуры. При содействии Посольства Мексики в РФ
1999  "Вальпургиева ночь". Российский Фонд культуры.
1999   "Calaverada-99". Культурный Центр "Дом". При содействии Посольства Мексики в РФ
2000   "Седьмое чувство" (ЦДХ).
2000   "Мексика глазами российских художников". Музейный Центр РГГУ
2001   "Точка отсчета" (ЦДХ)
2001   III Certamen de artes plasticas "Jose Lapayese Bruna". (Испания).
2002   "Контрэволюция". Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства (Москва).
2002   "45 лет журналу "ДИ". Российская Академия художеств.
2002   "Новогодняя пальма". Галерея Арт-клуба МуХА (Москва).
2004   "Мир войны". Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства (Москва).
2004    II Bienal Internacional de grabado de Contratalla. (Испания).
2004    "Последняя? выставка". Зал на Ст.Басманной, 15а (Москва).
2006   "Don Quijote y el diseño". Instituto Cervantes (Москва).
2008   "Visions". Выставка совместно с М. Понс и С. Наварри в Галерее Фонда Родригеса-Амата (Испания).
2009   “Exhibition 0/1”. Галерея “25 кадр” (Москва)
2009   “Психоделика”.  Галерея Vector-A (Москва)
2010-2011 Участие в проекте «Русская метафизика». Галерея С'арт, Государственный институт искусствознания
2011 "Испанские маршруты. Версия I: Дмитрий Плотников, Сергей Наумов и Клара Голицына". Instituto Cervantes (Москва).

Персональные выставки:

1993   Персональная выставка в галерее "Федулов" (Москва)
1994   Персональная выставка в Джаз Арт Клубе (Москва)
2000   Персональная выставка.  Teatro Calderon (Сакатекас, Мексика).
2003   "Танатос и смысл". Персональная выставка в галерее "На Каширке"  (Москва)
2006    "Ave, avis!". Персональная выставка в галерее Международного Университета (Москва)
2009    "Русский ларарий". Арт-центр "Пушкинская, 10", галерея "Дверь" (Санкт-Петербург)